09.11.2024
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение № 10
Конспект занятия
«Обеспечение
безопасности на водных объектах в осенне-зимний период»
в старшей группе «Ромашки»
Составила педагог:
Черепанова
Л.В .
2024 г.
Конспект занятия «Обеспечение
безопасности на водных объектах в осенне-зимний период».
Цель: познакомить детей с
правилами безопасного поведения на воде.
Задачи:
·
Формировать у детей представления о безопасном поведении на
водоеме, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою
жизнь и жизнь окружающих;
·
Развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоеме.
·
Закреплять знания об основных спасательных средствах.
·
Воспитывать организованность, дисциплинированность.
·
закрепить знания детей о воде, её состояниях;
·
развивать внимание, мышление, память, речь;
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте
загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не
удержать? (Вода) (ответы детей)
Воспитатель: Ребята сегодня мы с
вами поговорим о безопасном поведении на водоемах зимой. Зимой
водоемы замерзают и покрываются льдом. Лед на водоемах нам кажется толстым и
прочным. Но из-за теплой зимы он не крепкий, ломается под ногами или
потрескивает. Выходить на него нельзя. Это очень опасно!
Ребята, сегодня я хочу
прочитать вам добрую сказку, которая расскажет нам о том, как опасно играть на
льду? Что может случиться, если лёд еще слишком тонкий? Как помочь другу,
оказавшемуся в беде?
Тонкий лед
Незаметно пролетела
осень, лег первый снег, и природа впала в зимнюю спячку. Снег, укрыв землю
пушистым одеялом, предоставил прекрасную возможность покататься на лыжах. Всем
нашим друзьям папы купили чудесные лыжи. И вот однажды, в ясное субботнее утро
Медвежонок, Зайчонок, Ёжик и Лисёнок встретились на улице. Они вышли в поле и
стали учиться кататься на лыжах. Сначала совсем не получалось: лыжи то
наезжали друг на друга, то, наоборот, разъезжались в разные стороны. Лыжные
палки путались и гнулись. Ребята падали то назад, то вперед. Но трудности их не
останавливали, а скорее, наоборот, помогали становиться более уверенными в себе
и еще старательнее учиться. А к вечеру они уже могли спокойно стоять и
передвигаться на лыжах. Уставшие, но очень довольные, наши спортсмены разошлись
по домам.
На следующий день друзья
снова отправились в поле. Почувствовав, что уже могут ехать на лыжах, они решили
покататься с горки. Первым поехал Медвежонок. Проехав половину пути и набрав
большую скорость, он не удержался и упал, кубарем покатившись вниз.
- Ого-го! - закричал
Медвежонок, - Вот это я упал!
Но когда он поднялся
наверх, все увидели, что он очень грустный. Одна лыжа оказалась сломанной.
- Вот так дела. –
произнес Лисенок.
- Не расстраивайся, если
у тебя нет лыж, то и мы не будем кататься, – сказал Зайчонок.
- Нет, так не надо, я
хочу, чтобы вы катались, – ответил Медвежонок.
Немного поспорив ребята всё
- таки стали потихоньку кататься.
Сначала у всех все
получалось. И с каждым разом катились они все быстрее и увереннее. Но вот Ёжик
решил оттолкнуться палками и поехать с большой скоростью. Он разогнался так
сильно, что не смог управлять лыжами и на всей скорости наехал на круглый
сугроб.
На сугробе он подпрыгнул
и, перевернувшись в воздухе, упал в снег. Плюх! И только лыжи остались торчать
из сугроба.
- Бежим на помощь! -
крикнул Зайчонок.
Все дружно побежали
спасать Ёжика. Подбежав, Медвежонок выдернул Ёжика из снега.
- Ух! – выдохнул Ёжик, –
Чуть не задохнулся. Вот это я полетел! - Ёжик засмеялся и всем стало весело и
смешно.
Вечером папа Медвежонка
сказал, что новые лыжи он купит только в конце месяца, поэтому друзья решили,
что пока они будут играть без лыж.
Всю неделю они ходили в
детский садик и очень интересно проводили время со своими товарищами. Только
Козочки не было, потому что она скушала снег и заболела ангиной.
Вот снова настала
суббота, и ребята отправились гулять. Сначала они играли в своем любимом месте
за домиком Лисёнка. Потом Медвежонок позвал всех пойти на речку и поиграть на
льду.
- Ты что, - сказал
Зайчонок, - лёд еще очень тонкий - это опасно!
- Нет, уже можно, –
возразил Медвежонок, - пойдем я покажу.
Когда они подошли к
речке, то увидели, что она покрыта льдом и только посредине оставалась узкая полоска воды.
- Видите, – сказал
Зайчонок, – речка еще не замерзла, а значит лед очень тонкий.
- Да ерунда, – ответил
Медвежонок, – вот смотри.
И он смело пошел на лед.
- Стой! – крикнул Зайчонок,
– Но Медвежонок не послушал и пошел дальше. Вдруг лед треснул, и он провалился
по грудь в воду.
- Держись за лед! Не
шевелись, я бегу! – закричал Лисёнок, побежав к Медвежонку.
- Остановись! – задержал
его Зайчонок, – Если ты подойдешь к нему, то только навредишь и сам
провалишься. Нужна длинная палка или веревка. И подбираться к провалившемуся
под лёд другу можно только ползком.
Друзья бросились в
разные стороны искать длинную палку. Ёжик почти сразу нашел ветку от дерева. Он
потихоньку пополз к Медвежонку.
- Лисёнок, беги за
взрослыми, а мы будем держать Медвежонка, – скомандовал Зайчонок. Лисёнок со
всей скоростью побежал в деревню.
Медвежонок схватился за
ветку, а Зайчонок и Ёжик стали его вытягивать. Но сил не хватало, и они
вынуждены были просто держать друга до прихода помощи. Вода была ледяная и
Медвежонок стал замерзать, руки начали неметь, и он мог выпустить спасительную
ветку в любой момент.
- Нужно петь песни, для
бодрости, - предложил Зайчонок.
И ребята стали громко
напевать весёлые песенки.
К счастью, мимо
проплывал дедушка Бобёр, который плавал в дальний пруд на рыбалку. Он увидел,
какая опасность грозит Медвежонку, и быстро пришёл на помощь. Дедушка Бобер
вытащил замёрзшего Медвежонка на берег, снял с него всю одежду и стал всего
растирать. Потом быстро завернул в свою шубу.
- Грейся, малыш, грейся.
– ласково говорил он.
Через несколько минут из
деревни прибежали взрослые, и приехала машина скорой помощи. Медвежонка отвезли
в больницу.
Дома ребят строго
наказали родители, потому что нельзя ходить на речку без взрослых, а тем более
нельзя ходить по тонкому льду.
А Медвежонок целый месяц
лежал в больнице, и ему делали много болючих- преболючих уколов, потому что он
сильно простыл.
Воспитатель: Ребята, что можно
делать с водой? (ответы детей)
Воспитатель: А во что может
превратиться вода? (в лед, в пар)
- Когда вода
превращается в лед? (зимой, в морозы)
Воспитатель: А сейчас
отгадайте загадки о воде в разных состояниях:
Зимой на земле лежал,
весной в реку убежал. (Снег.)
Я – вода, да по воде, же
и плаваю. (Лед)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья
уберет. (Иней)
Воспитатель: Зачем нужна
вода? (ответы детей)
Воспитатель: В какие игры можно
играть с водой? (ответы детей)
Воспитатель: Пускать кораблики,
плескаться и обливаться водой в жаркий день, купаться в водоеме и т. д.
Воспитатель : Вода это прекрасно.
Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть
ОПАСНОЙ.
Воспитатель : Как вы думаете почему
вода может быть опасной? (ответы детей)
Воспитатель : А теперь давайте
поиграем.
Игра «Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте,
что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
(Дети хаотично гуляют по
кругу.)
Воспитатель: Но вот, капельки
встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары
и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом
Воспитатель: А теперь ручеек течет
в реку и потом впадает в море.
Дети берутся за руки и
образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять
форму, как и вода
Круг из детей
вытягивается в овал.
Воспитатель: Итак, каждый из вас –
капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг
друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться.
Каждый из вас стал частичкой пара.
Дети бегают
по группе.
Воспитатель: А теперь вас
замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и
обняться, чтобы стало теплее.
Дети обнимают друг
друга.
Воспитатель: Молодцы. Вот так вода
и превращается в лед. Садимся на места.
Воспитатель : Зимой вода
превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело
разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в
хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может
проломиться.
Воспитатель : Ребята, а что надо
знать, чтобы такого не случилось?
Надо знать,
правила безопасного поведения на льду.
Нельзя ходить у вмерзших
в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.
Вот видите, ребята, как
много правил безопасного поведения на льду надо знать! Поэтому
никогда не ходите на лёд одни без взрослых. Только взрослые могут определить,
достаточно ли безопасно ступать на лёд.
Воспитатель : А что делать, если
все-таки беда случилась? И Кто-то провалился в воду? Подать ему руку и
вытащить? (ответы детей)
Воспитатель: Нет, ребята, это
вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже
потрескался.
Надо быстро звать на
помощь. Не подходить близко к провалившемуся, а лечь на лед подальше. Лучше
подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку,
веревку, за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и
спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и
только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли,
так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с
пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Запомнили, ребята,
правила безопасного поведения на льду?
(ответы детей)
Воспитатель : А сейчас мы с вами
поиграем в игру и проверим как вы усвоили правила безопасности
Словесная игра «Да
или нет»
(Если опасно – поднимаем
руки вверх, если – нет руки опускаем.)
- Можно ходить купаться
на водоём без сопровождения взрослых?
- Можно одному ходить на
замерзшие пруды и реки?
- Нельзя передвигаться
по льду реки во время оттепели?
- Нужно звать на помощь,
если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы
запомнили правила безопасного поведения на льду?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, о чём мы говорили
на занятии?
Воспитатель : Ребята, находясь на
водоёме, зимой или летом, будьте всегда осторожны и соблюдайте
правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.